Правовой аудит процессов (DUE DILIGENCE)

Правовой аудит процессов (DUE DILIGENCE)«Due diligence» – это, собственно, правовой аудит. Ещё дословно это можно перевести, как «должная заботливость».

Правовой аудит в рамках любого бизнеса предполагает независимую профессиональную правовую оценку, которая призвана проверить соблюдение законодательных норм любой деятельности компании или ИП для обнаружения и ликвидации существующих нарушений законодательства и корпоративных норм,  проведения мероприятий по совершенствованию правовых сторон его работы, в том числе для недопущения или максимального уменьшения возможных потерь в процессе предпринимательской деятельности.

Формы правового аудита:

Правовой аудит всей деятельности Клиента. Производится полный анализ работы организации за конкретный период, что включает в себя всевозможные аспекты аудита и оценка всех рисков деятельности юридического лица с предложением уменьшения или полной их ликвидации.

Правовой аудит договорных отношений. Оценка всех положений и проблем, связанных с поставкой и оплатой, а также договорных взаимодействий организации с контрагентами. Обнаружение и оценка следующих рисков:

  • невыполнения обязательств контрагентами,
  • выставления претензий контрагентами,
  • появления штрафов со стороны ИФНС.

Правовой аудит кадровой деятельности (трудовые взаимоотношения в рамках права). Правовой анализ любых документов, связанных с организацией трудовых и кадровых отношений компании в рамках права.

Правовой аудит работы самостоятельных отделений организации. Производится полный анализ работы подразделения за конкретный период, что включает в себя всевозможные аспекты аудита и оценка всех рисков деятельности с предложением уменьшения или полной их ликвидации.

Правовой аудит ВЭД организации. В состав мероприятий входят:

  • правовой анализ оформляемых и действующих контрактов,
  • проверка исполнения обязательств по контракту,
  • оценка работы профильных отделов (или специалистов), занимающихся оформлением таможенной документации,
  • разработка решений для уменьшения таможенных платежей,
  • проверка указанной таможенной стоимости грузов,
  • объяснение необходимости предоставления льгот по таможенным пошлинам,
  • совершенствование документооборота внешнеэкономической деятельности организации.

Правовой аудит собственности. Оценка правового положения любой собственности предприятия и задействованных земельных ресурсов. Анализ истории возникновения собственности с правовой и налоговой точек зрения. Поиск и оценка возможных проблем.

Правовой аудит корпоративной истории компании. Оценка проблем по оформлению (регистрация, приватизация, реорганизация) компании клиента, оценка состава учредительных документов и прочих аспектов и документов работы компании:

  • внутренних актов,
  • структуры управления, компетенции и осуществляемой деятельности,
  • проблем эмиссии и размещения акций,
  • покупки акций и законность владения ими,
  • история организации общих собраний и правомочность принятых решений.
  • также производится поиск существующих и оценка возможных конфликтов.

Цели правового аудита:

Когда производится покупка или продажа актива, необходимо проверять документы и данные по этому активу (история его организации или покупки), также необходимо оценить правоспособность ЮЛ и его управляющих органов на данный вид сделки в момент её совершения.

В случае продажи или покупки бизнеса целиком, производится всеобъемлющая оценка деятельности с определением участков риска и способов сведения их к нулю.

При изменении структуры группы ЮЛ проводится всеобъемлющая оценка для выявления реперных точек бизнес-процессов и рисков в областях управления, защиты активов и владения.

Чтобы защитить от нежелательных поглощений проводят полную оценку всех работ с определением объектов, нуждающихся в защите (активы, имеющие наиболее высокую значимость) и методов их защиты.

Помимо всего перечисленного необходимо:

  1. обладать полной информацией о компании;
  2. провести оценку ошибок предыдущих владельцев и руководителей,
  3. проанализировать и определить возможность появления нежелательных последствий несоблюдения законодательства (как умышленно, так и нет);
  4. разработать алгоритм ликвидации обнаруженных проблем и «правовой очистки» организации;
  5. создать финансовую прозрачность и увеличить ликвидность бизнеса;
  6. выработать порядок противодействий нежелательным действиям посторонних лиц, стремящихся купить контрольный пакет акций, что позволит блокировать работу Вашей организации и управлять ее активами;
  7. поиск возможной угрозы нанесения убытков фирме вследствие:
  • невыполнения обязательств со стороны контрагентов;
  • подачи претензий со стороны ИФНС;
  • применения штрафов и наказаний по поводу неисполнения гражданско-правовых обязательств;
  • привлечения к административной ответственности фирмы или ее представителей и сотрудников;
  • привлечения к уголовной ответственности фирмы или ее представителей и сотрудников.

Не забывайте: только постоянные проверки функционирующего бизнеса – ключ к благополучию дела!

Анализируемые риски:

  • не выполнения должником возложенных на него обязательств;
  • утраты денег и собственности;
  • нанесения ущерба (как материальным, так и нематериальным благам);
  • создания условий для судебных разбирательств и их отрицательных результатов;
  • наложения ареста на собственность или использования других обеспечительных мер;
  • объявления недействительности сделки;
  • наложения штрафов и санкций на собственность и ценные документы (акции);
  • привлечения к ответственности (уголовной, административной или налоговой);
  • появления корпоративных конфликтов (судебные разбирательства, поглощение, захват);
  • «кражи» интеллектуальной собственности (ноу-хау, бизнес-идеи, промышленного образца, товарного знака и т.д.);
  • политических перемен и утраты административной поддержки (смена власти, изменение пунктов законодательства и прочее, от чего зависит успех работы предприятия);
  • неправомочных действий конкурирующих организаций (лоббирование интересов, подделка документов, сговор с контрагентами и др.);
  • утраты или отказа в выдаче необходимых значимых документов (разрешения, допуски, лицензии).

Ступени правового аудита:

Составление технического задания. Этап включает в себя:

  • определение требуемой степени детализации;
  • определение задачи проверки;
  • определение целей аудита;
  • задание конкретных сроков проведения проверки;
  • точное определение объекта аудита.

Выбор методики проверки. Ориентируясь на разработанное техническое задание, консультант выбирает один из двух вариантов выполнения аудита:

  • использование известного и зарекомендовавшего себя метода;
  • разработка нового метода под конкретные цели и задачи.

Составление списка запрашиваемых документов. Консультант работает с предоставленными документами:

  • проводит селекцию;
  • занимается систематизацией;
  • объединяет согласно тематике.

Проведение оценки:

  • анализ содержания отобранных бумаг по факту, проверка — отвечают ли документы актуальным нормам и стандартам внутри организации;
  • параллельно составляются выводы по результатам проверки и предлагаются пути решения.

Предоставление итогов правового аудита:

  • Оформляется письменный отчет с описанием получившихся выводов по отношению к текущему состоянию правовой сферы работы фирмы;
  • Описываются недостатки правовой системы Клиента;
  • Расписываются наиболее ожидаемые и предсказуемые последствия этих недостатков;
  • Подробно описываются рекомендации для устранения текущих проблем и недопущения их появления в будущем.

Продвижение сайта, разработка сайта SitePenza.ru